Формирование здорового пищевого поведения у детей

Правильное формирование здорового пищевого поведения у детей. Прогресс и развитие общества не всегда идут в правильном направлении с точки зрения здоровья человека. Сегодня ученые наблюдают изменение пищевых привычек человека: рацион становится менее разнообразным, и причинами тому считаются не только экономические и социальные факторы, психологические аспекты играют не меньшую роль. Одной из основных проблем считается пренебрежение рациональным составлением меню, преобладание в питании блюд, включающих очищенные (а значит «быстрые») углеводы и насыщенные жиры.

Особенно тревожит высокий процент нарушений пищевого поведения у детей и подростков. Статистика исследования питания старших школьников показывает, что едва ли половина из них полноценно питается 3-4 раза в день. Причиной тому, зачастую, называют высокую учебную нагрузку. Почти 30 % детей, принявших участие в исследовании, не считают регулярность приема пищи важной.

Однако взаимосвязь состава рациона и физического состояния ребенка доказана: так, у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата установлен дефицит в рационе продуктов, содержащих кальций, и неконтролируемое употребление продуктов, вымывающих кальций из организма (кетчупы, черный кофе, фаст-фуд).

Несомненно, пагубное влияние несбалансированное питание оказывает и на органы пищеварения. Дети, в повседневный рацион которых входили снеки, сладкие напитки промышленного производства, а свежие фрукты и овощи, напротив, включались нерегулярно, чаще других подвержены развитию воспалительных процессов в верхних отделах ЖКТ.

Очевидно, что создание правильных привычек, связанных с приемом пищи, – один из ключей к сохранению здоровья. И начинать воспитывать их в ребенке нужно с раннего детства. Модели поведения, в том числе и в отношении пищи, впитываются ребенком с первых дней жизни. Младенец предпочитает пищу сладкую и соленую, но отказывается от горького и кислого – так организм защищается от возможного проглатывания токсичных веществ. Интересно, что некоторые пищевые пристрастия могут наследоваться. Однако во взрослом возрасте наследственные различия в пристрастиях к тому или иному вкусу сглаживаются, уступая этническим и социальным.

Первое вкусовое ощущение ребенок испытывает, даже еще не родившись. Околоплодные воды, окружающие младенца, меняют свой вкус в зависимости от рациона матери, как и в дальнейшем грудное молоко.

Кстати, это одна из возможных причин того, что детки, находящиеся на естественном вскармливании, легче привыкают к разнообразию вкусов прикорма, чем малыши, получающие в качестве основного питания смеси, имеющие стабильный вкус. Поэтому так важно, чтобы беременные и кормящие женщины придерживались основ рационального питания.

Было выявлено также, что основные пищевые предпочтения человека складываются в первые четыре года жизни, и главенствующую роль в их формировании занимают семейные пищевые традиции. Психологи предостерегают от разговоров в присутствии ребенка в ключе «он мало ест», «он не любит овощи». Дитя подсознательно воспринимает подобные высказывания как руководство к действию.

Не только для взрослых имеет значение красивая подача блюда и аппетитный аромат. Ребенку также важны запах, консистенция и привлекательный внешний вид пищи. Ответом на сигналы, полученные от обонятельных рецепторов, становится выработка желудочного сока – организм готовится к принятию еды.

Консистенцию блюд следует менять поэтапно: от гомогенных пюре для первого прикорма (чтобы облегчить переход от жидкой пищи), мелкоизмельченных продуктов в 6-9 месяцев, к крупноизмельченной пище ко времени появления зубов. К полутора годам рекомендовано предлагать ребенку блюдо крупными кусками (целая куриная ножка, картофель четвертинками, яблоко дольками).

Состав блюд также постепенно усложняется: первые пюре должны состоять из одного компонента для более легкого привыкания к новому блюду и выявления возможных аллергических реакций, далее рекомендовано сочетать два и более видов овощей, фруктов или круп в одном кормлении. Третьим этапом становится введение комбинированных блюд: сочетания круп с молоком или фруктами, фруктов с кисломолочными продуктами, мяса или рыбы с овощами. Разнообразие простых продуктов, составляющее прикорм малыша, формирует основу правильного и полезного рациона в дальнейшем.

Что касается внешнего вида питания, то сложно как-то украсить пюре из брокколи. На первом этапе на помощь придут привлекательные тарелка и ложка. Позже продукты приобретают различную форму (мясо превращается в котлету, тефтели, гуляш) и могут быть красиво уложены на тарелке, украшены фигурно нарезанными овощами и зеленью.

Не нужно путать эстетическую подачу блюда с развлечением ребенка в процессе принятия пищи. Эстетика формирует положительное отношение к приему пищи, развлечения же, вроде включенного телевизора, громкой музыки и чтения за едой, отвлекают от самого процесса еды, делают его второстепенным, автоматическим, что складывается в нездоровые привычки в будущем.

Правильным шагом на пути воспитания здорового отношения ребенка к еде будет стимулирование самостоятельности за столом. Когда ребенок научится справляться с пока непослушными ложкой и вилкой, процесс приема пищи начнет приносить меньше неприятных впечатлений. Понятно, что аккуратность и ловкость в обращении со столовыми приборами – дело постоянной практики при неустанной поддержке родителей.

Итак, одна из важных задач родителей в процессе воспитания ребенка – формирование здоровых привычек в еде, которое начинается с организации правильного питания с младенчества и создает у ребенка рациональный стереотип питания.